ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- финансовая грамотность;
- читательская грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- информационная грамотность;
- глобальные компетенции;
- критическое мышление.
Обучающимися 6, 8-9 классов с января по февраль 2022 года выполнено более 450 работ, которые участвовали в мониторинговых исследованиях качества образования по всем видам функциональной грамотности посредством единого банка заданий на платформе ФГ РЭШ
Методические материалы
Задания:
- Банк заданий
- Демонстрационные материалы
- Методическое пособие "Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся средней школы"
- Сборник заданий по математической грамотности
- Сборник заданий по естественнонаучная
- Сборник заданий по читательской грамотности
- Сборник заданий по финансовой грамотности
- Сборник заданий по креативному мышлению
- Уроки формирования функциональной грамотности
Нормативные документы
Документы федерального уровня:
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 06 мая 2019 года № 590219 Об
Документы регионального уровня:
- Распоряжение правительства Санкт-Петербурга
- Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга
Документы школьного уровня:
Вебинары:
- Функциональная грамотность на уроках химии
- Функциональная грамотность на уроках математики в начальной школе
- Функциональная грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе
- Функциональная грамотность на уроках алгебры
- Формирование функциональной грамотности на современном уроке английского языка
- Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
- Приёмы формирования видов функциональной грамотности на уроках истории, обществознания и права
- Решаем задачи по функциональной грамотности: методика работы на уроках русского языка
Уроки от практиков:
- Естественно-научная грамотность (предметы - химия, физика)
- Математическая грамотность (предметы - математика)
- Читательская грамотность (предметы – русский язык и литература)
- Финансовая грамотность (предметы – обществознание)
Полезные ссылки: