ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Обучающимися 6, 8-9 классов с января по февраль 2022 года выполнено более 450 работ, которые участвовали в мониторинговых исследованиях качества образования по всем видам функциональной грамотности посредством единого банка заданий на платформе ФГ РЭШ
Методические материалы
Задания:
- Банк заданий
- Демонстрационные материалы
- Методическое пособие "Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся средней школы"
- Сборник заданий по математической грамотности
- Сборник заданий по естественнонаучной грамотности
- Сборник заданий по читательской грамотности
- Сборник заданий по финансовой грамотности
- Сборник заданий по креативному мышлению
- Уроки формирования функциональной грамотности
Нормативные документы
Документы федерального уровня:
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 06.05.2019 № 590219
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Документы регионального уровня:
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.10.2023 № 1358-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2023/2024 учебный год»
- Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Распоряжение правительства Санкт-Петербурга
- Распоряжение КО от 03.10.2022 № 1936-р «О плане мероприятий по Функциональной грамотности»
- Письмо КО от 23.11.2022 «О проведении мониторинга по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Комитета по образованию
Документы районного уровня:
- Распоряжение Администрации Невского района Санкт-Петербурга от 30.10.2023 № 4297-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении администрации Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2023/2024 учебный год»
- Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
- Письмо Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
Документы школьного уровня:
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность – это совокупность знаний об устройстве рынка денег, товаров и услуг, а также умение правильно распоряжаться денежными средствами, вкладывать их для получения дополнительного дохода и улучшения качества жизни.
- Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2021 № 425 «Об утверждении Основных направлений повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга на 2021-2024 годы»
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.11.2022 № 2177-р «Об утверждении Плана мероприятий (дорожной карты) по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017−2023 годы»
- План (дорожная карта) по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017−2023 годы в Невском районе Санкт-Петербурга на 2022-2023 учебный год
- План («Дорожная карта») мероприятий по повышению финансовой грамотности обучающихся ГБОУ школы № 341 Невского района Санкт-Петербурга на 2022-2023 учебный год
Вебинары:
- Функциональная грамотность на уроках химии
- Функциональная грамотность на уроках математики в начальной школе
- Функциональная грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе
- Функциональная грамотность на уроках алгебры
- Формирование функциональной грамотности на современном уроке английского языка
- Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
- Приёмы формирования видов функциональной грамотности на уроках истории, обществознания и права
- Решаем задачи по функциональной грамотности: методика работы на уроках русского языка
Уроки от практиков:
- Естественно-научная грамотность (предметы - химия, физика)
- Математическая грамотность (предметы - математика)
- Читательская грамотность (предметы – русский язык и литература)
- Финансовая грамотность (предметы – обществознание)
Полезные ссылки: